Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Альбомы
Друзья сайта
Главная » Статьи » Школьный психолог » Для родителей

20 шагов к тому чтобы дети вас слушали

  20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали

1. Тихо! Умейте слушать

Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям.

Слушать его – значит уделять ему внимание, уважать его чувства и способности. А проблему пусть он решает сам. Все, что ему нужно, - немного вашего времени, чтобы поделиться своими эмоциями и подумать над ситуацией. Часто достаточно молча его выслушать. Иногда прямой вопрос «Что случилось?» помогает ребёнку выразить свои чувства и выработать позицию. Не страшно, если сначала он ответит: «Не знаю». Он и не может знать, пока спокойно не подумал.  Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить - смотрите на него и слушайте. Приободренный вашим доверием, он почувствует в себе силы. И будет вам благодарен. Подсказка: Чтобы показать, как внимательно вы слушаете, вы можете  вставлять восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам попросит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему.

         2. Предлагайте выбор

Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя. Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.

Новая установка: Чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать). Например, «Можешь помыть посуду сейчас, или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать делать уроки – с математики или украинского?».

Подсказка: Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.

3. Говорите коротко

Ваша цель: приучить ребенка следить за своими вещами.

Привлекая к ним его внимание, вы постепенно научите его тому отношению к собственным вещам, которого вы от него ждете. Чтобы достичь цели быстрее и без конфликтов, будьте кратки! Конечно, одного напоминания будет недостаточно, чтобы он сам убирал свои вещи и помнил о портфеле. Особенно если он уже привык к замечаниям или тому, что это делают вместо него. Но все равно результатов долго ждать не придется – ни вам, ни ему. Новая установка: По возможности говорите одно единственное слово. Просто привлекайте внимание ребенка к предмету. Произнесите спокойно: «Портфель!».

Подсказка: Нельзя забывать о тоне голоса – он должен выражать обычное напоминание. Вы чувствуете, как накатывается раздражение? Переведите дух. Возможно, оставив обувь посредине комнаты, он подумал о том, чтобы снять ее и не пачкать пол в комнате…

 4. Проводите время вместе

Ваша цель: сделать так, чтобы ребёнок почувствовал  себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения. Прежде чем отчитывать ребёнка, вспомните, сколько внимание вы ему уделяете. Детский расчет прост: мама и папа на меня смотрят, слушают меня - значит, я им интересен, я вовлечён в их жизнь, я тоже их слушаю,  я им помогаю.  Новая установка: уделяйте ребёнку каждый день 10 минут искреннего внимания. Подсказка: Не всегда легко демонстрировать любовь ребёнку, который проказничает… Посвятить только ему 10 минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру, - вам кажется это слишком много? Можно начать с 2 минут и постепенно увеличивать это время. 

 

 

5. Делитесь информацией

Ваша цель: развивать у ребенка чувство ответственности. Ему необходимо навести порядок в своих мыслях и осознать круг своих обязанностей. Чтобы помочь, объясняйте, показывайте, давайте ему ориентиры. Постепенно детский мозг усвоит и упорядочит информацию. В этом случае ребенок не выполняет наши приказы, а работает над собственным мышлением. Новая установка: давайте ему точные указания относительно того, что ему следует делать. Чтобы увеличить шансы на то, что ребенок сам станет поступать правильно, обучайте его: «Вещи, которые ты снял, нужно сложить и положить в шкаф» или «Обертки от съеденных конфет выбрасываются в мусорное ведро». Подсказка: Важно следить за своей интонацией и не сообщать ребенку то, что он и так знает, вроде: «Мусорное ведро – это место, куда выбрасываются отходы». Он справедливо разозлится: «Ты меня за дурака держишь?».

6. Описывайте проблему

Ваша цель: научить ребенка действовать самостоятельно.

Описывая то, что мы видим, мы помогаем ему сосредоточиться на том, что необходимо сделать: «Тут грязные следы, скорее, нам нужна половая тряпка!» Такое описание подтолкнет ребенка к действию, даст ему почувствовать свою долю ответственности. Привлекая его внимание к проблеме, к делу, требующему выполнения, мы постепенно научим его проявлять инициативу.

Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите. Оброните как будто невзначай: «Кошка, похоже, проголадалась» или «В этой комнате не пройдешь, не наступив на что-нибудь», или «Я вижу, тут один мальчик никак не усядется за уроки». Подсказка: Фраза вроде «Я вижу, двое ребят нацелились на один кусок торта» позволит не становиться на сторону одного из детей.

7. Называйте его чувства

Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями. Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое наше участие, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается ребенком как осуждение, как недооценка его способностей решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ему требуется одно – сопереживание. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием. Новая установка: выражайте словами его чувства. «Еще бы, очень обидно, когда тебя высмеивают на глазах у друзей…»  Подсказка: Называйте то, что видите, но не интерпретируйте!

8. Выражайте свои ожидания

Ваша цель: склонить ребенка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задачи. Выражайте свои ожидания, а не подчеркивайте его промахи. Нет лучше способа задать ребенку рамки поведения, чем поделиться с ним: «У меня плохое настроение, я хочу побыть в тишине». В центре внимания – ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение. И ребенок подчинится: он рад сделать что-то ради вас, а не против себя. Даже гнев, выраженный «от первого лица», не разрушит ни уверенности ребенка в себе, ни его доверия к вам.

Новая установка: описывайте то, что чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности. «Я очень не люблю, когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут разложены по местам». Подсказка: Прежде чем сердиться, убедитесь, что вы ясно изложили свою просьбу.

9. Покажите, что вы внимательны

Ваша цель: помочь ребенку обрести уверенность в себе. Он должен сам увидеть достоинство того, что сделал, и убедиться, что ваш интерес к его «творению» - подлинный. Называя детали, «пересказывая», что увидели, вы показываете ему, что вам действительно интересно. Для него ценность его достижения измеряется количеством деталей, отмеченных родителями, то есть уделенным ему вниманием. Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в деталях.  Подсказка: Чем вы внимательнее, тем проще вам быть искренними. Воскликнув: «Как красиво!» при виде неудачного рисунка, вы рискуете потерять доверие ребенка. Ваши дети  не дураки!

10. Пишите записки

Ваша цель: помочь ребенку осознать свою ответственность. Расклеивайте записки с напоминаниями! На его кровать, на компьютер, на холодильник... Этот прием эффективен в очень многих случаях, потому что ребенок подумает: «Родители потрудились это написать, значит это важно». Прочитав записку, ребенок обязательно исправит то, что натворил, или сделает то, что обязан сделать (сложит вещи, уберет за собою со стола, вымоет посуду…). А если нет? Если вы уже приучили его, что делаете это вместо него? Тогда поможет другая записочка: «Тот, кто выпачкал стол, найдет губку на раковине».

Новая установка: чтобы привлечь его внимание, пишите! Расклеивайте по дому свои просьбы, пожелания, списки того, что необходимо сделать, нежные слова... Коротенькая записочка на двери принесет больший результат, чем ваш крик, напишите: «Я вне себя! Мой стол испачкан!» И подпись: «Рассерженная мама».

Подсказка: Не повторяйтесь, ваши сообщения должны быть разнообразными. Побольше юмора! И не стоит забывать: наши дети не желают нам зла.

 

11. Не спешите поздравлять

Ваша цель: помочь ребенку обрести уверенность в себе. Такие чувства, как радость и гордость, «включают» особую нейронную сеть – так называемую мозговую систему вознаграждения. А поздравления не затрагивают этот механизм, потому что вводят арбитра между ребенком и его задачей. Для детей на первый план выходит не связь между задачей и собственными заслугами («у меня получилось» значит «я могу»), а связь между задачей и отношением к нему родителей: «Я нравлюсь», «Я на высоте».

Новая установка: слушайте и выражайте его чувства – «Я вижу, ты и правда доволен!» - чтобы ребенок освоился со своей радостью, гордостью, чтобы он мог сказать «Я». Спросите, что он чувствует. «Вот это да! Ну как, ты доволен? (Слушайте) Как же я люблю, когда ты такой счастливый!» Подсказка: Ребенок молчит? Задавайте прямые вопросы: «Что ты почувствовал?», «Что тебя больше всего порадовало?», «Чем ты больше гордишься?».

 

12. Стремитесь к физическому контакту

Ваша цель: восстановить отношения, помочь ребенку справиться с переживаниями, с которых начались его проблемы. Физический контакт ободряет, успокаивает, замедляет сердечный ритм. Погладьте его руку или устройтесь в обнимку перед телевизором. За несколько дней вы восстановите его внутреннее чувство безопасности, вернете ему покой, и ваши отношения станут более ровными.

Новая установка: пользуйтесь любой возможностью для установления физического контакта. Дотрагивайтесь до него. Дайте ему руку, положите свою на его или прижмитесь к нему плечом.

Подсказка: не стоит класть руку ему на плечо или на голову – это жесты превосходства. Не решаетесь на контакт? Он необходим не только вашему ребенку, но и вам тоже.

 

13. Не отвечайте на вопросы

Ваша цель: научить ребенка размышлять, помочь ему стать самостоятельным. Важное умение – искать ответ. Самостоятельно найденное решение прибавляет уверенности в себе. Да и информация лучше запоминается, когда сомневаешься, ищешь, анализируешь… Поощряйте своего ребенка обращаться с вопросами к знающим людям. Всякий раз, когда он наберется смелости и обратится к человеку, который может обладать нужными сведениями, - и в магазине, и в аптеке, и во дворе, - он почувствует свою значимость: ему ответили! И будет горд собой.

Новая установка: воздерживайтесь от ответа, когда ребенок может найти его самостоятельно. Верните его вопрос, помогите ему по размышлять: «Интересный вопрос! Где бы это узнать?», «А ты сам как считаешь?», «Задумайся, а что если…»

Подсказка: Вы привыкли отвечать на вопросы ребенка? Изменив этой привычке, вы, скорее всего, вызовите его раздражение, вынудив его отвечать на свой же вопрос. Не уступайте! На кону его уважение к самому себе.

 

 

14. Покажите конструктивное русло

Ваша цель: помочь ребенку использовать его энергию «в мирных целях». Обратите внимание ребенка на достойную задачу. Помогите найти цель, миссию: охрана природы, археология, волонтерство… Наши дети развивают огромную энергию, когда у них есть важное дело.

Новая установка: задавайте направление, показывайте цель.

«Сначала мы угостим маленьких», «Давай устроим дома грандиозную уборку!»

Подсказка: Приучая его думать о других, вы и сами меньше нервничаете. Гораздо приятнее гордиться своим ребенком, чем стыдиться за него.

 

15. Задавайте ясные ориентиры

Ваша цель: привить ребенку уважение к правилам и законам.

Для этого, конечно, важно, чтобы правила соблюдали и мы сами. Ребенок должен видеть, что правила не меняются по нашей прихоти. Закон есть закон. Его предписания не зависят от родителей. Правила и законы структуируют общее пространство, гарантируют каждому человеку безопасность и уважение его потребностей. Всякое сообщество (школа, клуб, организация и т.д.) имеет свой внутренний распорядок, а семья – это тоже сообщество. Правила, по которым она живет, часто только подразумеваются. Но все члены семьи выиграли бы, произнеся их вслух. Еще лучше устанавливать правила совместно, всей семьей.

Новая установка: спокойно объясняйте правила безопасности, семейные правила, законодательные нормы. «По закону даже на заднем сиденье машины нужно пристегиваться». «В нашей семье, чтобы тебя услышали, не кричат, а разговаривают».

Подсказка: Отныне того или иного действия требуете не вы, а закон или совместно принятое правило. Какое облегчение!

 

16. Превращайте ошибку в урок

Ваша цель: повысить его уверенность в себе и успеваемость.

Плохая оценка говорит о том, что он еще не усвоил учебный материал. Стоит напомнить ему, что школа – для тех, кто учится, а не для тех, кто и так все знает. Получай он только отличные оценки, это означало бы, что его класс ему не подходит. К сожалению, ребенок слишком часто переживает свою ошибку как вину. Он нуждается в помощи и поддержке, чтобы неудачи слишком больно не ударили по его самолюбию. Начните с сочувственной реплики: «Ты, наверное, расстроен, двойку получать неприятно». А потом объясните, что ошибка имеет обучающее значение.

Новая установка: подчеркивайте значимость ошибок, объясняйте, чему они учат. «У тебя двойка? Это означает только то, что ты допустил ошибки. Благодаря этой контрольной работе ты сможешь выяснить, чего не знаешь. Хочешь, вместе посмотрим, что тебе нужно подучить?» Подсказка: Освободитесь от чувства вины за некоторые собственные промахи: думайте о них, как об обучающих ошибках

 

17. Требуйте все поправить

Ваша цель: научить ребенка внимательно относиться к тому, что его окружает. Учите его исправлять последствия своего поступка: если ты в комнате вещи разбросал, значит, тебе и убирать. Нужно направить внимание ребенка на задачу, выполнение которой позволит все исправить.

Новая установка: ругать конструктивно.

1. Решительно выразите свое несогласие или свои чувства.

2. Скажите о своих ожиданиях или напомните ваш уговор.

3. Попросите исправить положение. Объясните, как именно. «Я очень сержусь, видя комнату в таком состоянии (выражение чувств). Я надеялась, что ты все уберешь за собой (выражение ожиданий). Я хочу, чтобы сегодня к восьми комната была в хорошем виде, чтобы мы с тобой сели почитать (указание, как исправить ситуацию и наладить отношения)».

Подсказка: Убедитесь, что ребенок относится к своей задаче с интересом, а не воспринимает ее как наказание. Соотнесите объем работы с возрастом ребенка.

 

 

18. Решайте проблему вместе

Ваша цель: научить его уважать правила совместной жизни. Первым делом – немного сочувствия. Иначе не стоит рассчитывать на искреннее внимание с его стороны. Потом выразите свои потребности, объясните суть проблемы. Избегайте всяческих «но» - не противопоставляйте его потребности вашим! Потом поищите решение вместе. Записывайте свои идеи и его идеи. Так вы покажете ребенку, что достаточно цените его предложения, чтобы записать их. Почувствовав серьезное отношение к себе, он охотнее вовлечется в процесс.

Новая установка: когда проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить ее совместными усилиями.

1. Воспроизведите чувства и потребности своего ребенка.

2. Выразите свои чувства и потребности.

3. Вместе подумайте о возможных решениях проблемы.

4. Запишите их (не оценивая).

5. Выберите одно из решений.

6. Составьте план и предусмотрите критерии его выполнения. «Я  понимаю, что тебе приятнее приносить чай в комнату, а мне не нравится находить там грязные кружки. Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может, поговорим перед ужином? …Вот листок бумаги. Давай запишем все решения, какие придут нам в голову. Но только, чур, не комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а оценивать будем потом. Договорились? Ну давай, ты первый».

Подсказка: Трудно размышлять над решениями, когда эмоции закаливают. И вы, и ребенок должны располагать временем. Договоритесь, если нужно, о времени для разговора.

 

19. Добивайтесь соблюдения уговора

Ваша цель: приучить ребенка думать о других. Ребенок должен уметь оценивать эффект от своих действий. Если вы ничего не предпримите (а ругаться, кричать, отчитывать – значит бездействовать перед лицом проблемы), ребенок подумает, что ничего страшного не произошло. Он не выключает компьютер вовремя? Лишите его доступа к компьютеру… пока у вас не будет гарантий, что он исправится.

Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствует последствия своего поведения. «Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выключить компьютер. Я забираю твою мышь». На следующий день: «Можно мне взять мою мышку?»

- Только когда я буду уверена, что ты не просидишь за компьютером дольше, чем мы договаривались,

- Я выключу когда скажешь…,

- Нет, так не пойдет. Я хочу, чтобы ты сам следил за временем.

- Я могу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.

- Годиться!

Подсказка: Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребенка. Они всегда несоразмерны провинности и потому вредны.

20. Будьте посредником, а не арбитром

Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты. Конфликт – это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.

Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.

- Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или сами разберетесь?  - Помоги, скажи ему, что…  - Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит вас обоих. Кто первый?

Подсказка: Важно следить за тем, чтобы дети обращали свои слова не к вам, а друг к другу.

 

Категория: Для родителей | Добавил: sabelmanova (28.02.2014)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]