Наш опрос
Оцените мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа





Права ученика


Учащийся имеет право:
* 1. Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы.
* 2. Проявлять инициативу.
* 3. Участвовать во внеклассных и внешкольных делах.
* 4. Представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями.
* 5. Отдыхать в перерывах между уроками.
* 6. На общественную помощь в необходимых случаях.
*
7. На заблаговременное уведомление о сроках и объемах письменных
контрольных работ и зачетов; в течение одного дня может быть проведена
только одна контрольная или зачетная работа, в течение недели - не более
трех.

Учащийся обязан:
*
1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, беречь
каждую минуту урока, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать
товарищей.

* 2. Вести себя в любой ситуации тактично, скромно, корректно, разрешая спорные вопросы в уважительном диалоге.
*
3. Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно
работать над расширением своих знаний, систематически готовиться к
занятиям в школе, участвовать в выбранных им дополнительных и
внеклассных занятиях.

* 4. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитета.
* 5. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о красоте родной речи.
*
6. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика. Ежедневный
стиль одежды - деловой. Девушки: брючный костюм или пиджак с юбкой.
Юноши: костюм, опрятные прически.

*
7. Проявлять уважение к учителям и к другим работникам школы,
подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического
совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного
самоуправления; споры решать только на принципах, определенных Уставом
школы.

* 8. Придерживаться правил общественного общежития, особенно:
- проявлять уважение к взрослым и одноклассникам;
- оказывать сопротивление грубости и вульгарности;
- уважать свободу и достоинство другого человека;
- обращаться друг к другу по имени;
- исправлять причиненный собой вред;
- не устраивать драки в школе и на её территории.
*
9. Заботиться о безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей:
не курить, не употреблять алкогольных напитков, наркотиков, не
приносить в школу и на её территорию огнеопасные вещества и токсичные
яды.

* 10. Заботиться об имени школы, её эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.
* 11. В общественные места (столовая, актовый зал) входить без рюкзаков, сумок и верхней одежды.
* 12. Участвовать в производственном труде и в самообслуживании.
* 13. Соблюдать правила личной гигиены, быть аккуратным, опрятным. Соблюдать режим дня.
*
14. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным в обращении с
огнём, газом, электронагревательными приборами. Строго соблюдать
правила техники безопасности.

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Какие права связаны с правом на образование?
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;
4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-мате­риальной базе;
6)
на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего
(полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего
профессионального, высшего профессионального обра­зования в
государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоуст­ройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образо­вательные учреждения следующего уровня;
12)
на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения
такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного
учреждения или начального профессиональ­ного образования;

13)
на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на
выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14)
на оставление общеобразовательного учреждения до полу­чения основного
общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей
(лиц, их заменяющих) и органа управ­ления образованием;

15)
на продолжение образования в образовательном учреждении получающих
образование в семье при условии положительной ат­тестации и решения
родителей, либо лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16)
на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее
образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого
учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;
18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более
подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются
уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
* угрозы в адрес обучающегося;
* преднамеренная изоляция обучающегося;
* предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
* оскорбление и унижение достоинства;
* систематическая необоснованная критика ребенка, вы­водящая его из душевного равновесия;
* постоянная негативная характеристика обучающегося; * демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
Попробуем выделить основные нарушения прав ребенка в школе.
I. игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
* неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
*
пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство
человека» (многие педагоги считают, что достоин­ством обладают только
взрослые);

*
представление о ребенке как о пассивном материале, из ко­торого учителю
предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование
детской индивидуальности;

*
пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем
отношением (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены сла­бые, урезаны
перспективы большинству обычных детей и осуществ­ляется поддержка
ограниченного числа привилегированных»);

* государственная типовая школа остается основным местом образования;
*
не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бес­платность
образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует
вложения больших средств; государство эко­номит на школе, родителей
используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных
семей не имеют возможности получения качественного образования);

*
распространен авторитарный стиль педагогической дея­тельности (ребенок
рассматривается не как равноправный парт­нер, а как объект воспитания).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
К их числу относятся:
* физическое насилие;
* психологическое, психическое насилие;
* система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение учащихся;
* выставление отметки за поведение, которая влияет на выве­дение общей отметки по предмету;
* отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
* перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающие человеческое достоинство.
Насилие
- любой вид жестокого обращения с детьми, на­рушающий физическое и
(или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию

Выделяется два вида насилия над детьми - физическое и психи­ческое.
Физическое
насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до
18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут
привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи)
нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое
(эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное
психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на
ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств
характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия
относится:

*
открытое неприятие и постоянная критика ребенка; * оскорбление или
унижение его человеческого достоинства; * угрозы в адрес ребенка; *
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; *
предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или
возможностям; * ложь и невыполнение взрослым обещаний; * однократное
грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Пренебрежение
интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не
достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе,
образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение - это
последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход,
обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Нанесение Вреда здоровью ребенка
Проявления:
* несоответствие расписания нормам валеологии;
*
сверхнормативное увеличение учебного плана; © проведение более двух
контрольных, проверочных работ в день; © большие объемы домашних
заданий;

* у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъ­явить неправильный ответ).
4. Отсутствие возможности участий в соуправлении учебным заведением
В учебных заведениях порой нет никаких общественных детских, молодежных объединений.
Заметим,
что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении
происходят при отсутствии реальных механизмов защиты, прав ребенка. В
школе, как правило, нет системы защиты прав участ­ников образовательного
процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой
критики. В целом в системе образова­ния отсутствуют правозащитные
методики и условия интеграции наработанных вне ее методик в систему
образования.

Место
права на образование в системе основных прав и свобод человека рельефно
определено в сборнике «Права человека и обра­зование».